Фото обложки книги «Эра милосердия» издательства «Военные приключения»
Сами же братья Вайнеры под именем «Черная кошка» в основу книги взяли реально действующую банду в Москве 50-ых гг. банду Ивана Митина, или как еще ее называли «Банда высокого блондина». Банда занималась грабежом магазинов,ресторанов.В роли хлебного фургона, в котором передвигались бандиты была задействована «полуторка», ГАЗ-АА, который был уже «памятником», снятым с пьедестала в Мосхлебтрансе. Было понятно, что техническое состояние автомобиля было плохим, из-за чего съемки проходили с определенным риском.
Американский грузовик Studebaker передвигался только на буксире — работали только тормоза. Во время съемок его падения в воду автомобиль разгоняли с помощью толкача, под горку. Studebaker был предоставлен Мосфильмом.
Сотрудники МУРа передвигались на советском автобусе ЗИС-8, который получил прозвище «Фердинанд».
ЗИС-8 «Фердинанд», принимавший участие в съёмках, в музее «Мосфильма»
Владимир Высоцкий обращался с просьбой к режиссеру Станиславу Говорохину, чтобы он взял другого на роль Жеглова — » Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль! «, говорил он — 1978 год. Но Говорухин его отговорил и создал для него щадящий режим, чтобы он параллельно ездил в путешествия и на концерты.
На время поездки Говорухина на кинофестиваль в ГДР летом 1978 года функции постановщика были возложены на Высоцкого. На это время было выделено 400 метров пленки и считалось, что это займет приблизительно неделю. Высоцкий все сделал за четыре дня. В отличии от Говорухина он работал жестко, ставил четко задачи. Когда вернулся Говорухин, съемочная группа выдохнула и встретила его словами: «Он нас замучил! »
Эпизод съёмок фильма «Место встречи изменить нельзя»
Когда снималась сцена в бильярдной, где Жеглов ведет беседу с Копченым, все удары по кию делает серебряный призер Кубка СССР по бильярду Владимир Иванов. Дело в том, что Высоцкий и Куравлев не умели даже правильно держать кий, не говоря уже об игре.
Леонид Куравлев — Копченый. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» 1979г.
Сцена, где Шарапов играет на пианино на хате у бандитов тоже не избежала помощи дублеров. Второй этюд Шопена и «Мурку» за него играла музыкальный редактор Галина Бурименко. То есть в кадре были загримированные руки музыкального редактора.
Когда снимали сцену с погоней за Фоксом, Высоцкий, разбивая стекло автобуса, порезал руку от мизинца до запястья — кровь залила сиденье автобуса.
За роль Кости Сапрыкина — Костя Кирпич, актер Станислав Садальский получил от вора-прототипа ящик французского коньяка Camus.
Станислав Садальский — Костя Кирпич. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» 1979г.
На роль Горбатого братья Вайнеры рекомендовали Ролана Быкова и он прибыл на съемки в Одессу. Но в итоге по состоянию здоровья не смог сниматься и по предложению второго режиссера Нины Поповой был назначен на эту роль Армен Джигарханян.
Армен Джигарханян — Горбатый. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» 1979г.
Павильонные сцены снимались на Одесской студии, а натурные в Москве.
Показ первой серии состоялся 11 ноября 1979 года, в день милиции. По воспоминаниям Станислава Говорухина выход его фильма сорвал выход граждан на массовые мероприятия по случаю праздников — все сидели у телевизоров.Люди, отбросив все дела, включая и личные, с упоением смотрели все серии этого остросюжетного советского фильма.
Виктор Павлов — Левченко. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» 1979г.
В ресторане, где Фокс танцует с официанткой, за столиком с Жегловым сидит дочь писателя Вайнера, Наталья и сын друга Высоцкого; Тараскин — сотрудник МУРа, танцует с актрисой Ларисой Гузеевой, а один из музыкантов в ресторане Сергей Мазаев — будущий солист группы «Моральный кодекс».
Лариса Гузеева. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» 1979г.
Авторам фильма было поставлено условие — одновременно Левченко — бывший однополчанин Шарапова, погибающий в конце фильма, и Варя — младший сержант милиции,любимая Шарапова, погибающая по роману, не должны были погибнуть. Это искажало идейный смысл картины. В итоге решили, что погибнуть должен кто-то один — им оказался герой Виктора Павлова — Левченко.
Наталья Данилова — Варя. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» 1979г.